Тетрадь № 008
Настоящий сборник посвящен одной из самых острых богословских проблем современности – что есть в замысле Церковь Христа и как она может исполнять заповеданную ей Господом миссию в сегодняшнем и, особенно, в завтрашнем мире? Есть ли в нас самих сила «живых камней», чтобы вновь и вновь открывать в себе и для себя исцеляющее Тело Христа, видеть Церковь не застывшей, а творящей – вечно цветущей, восторгаться ее проникающим всеприсутствием?
Основу сборника составили доклады, представленные на Второй Предпасхальной богословской конференции «Церковь вчера, сегодня и завтра: формы и суть», которая состоялась в апреле 2013 года в Донецком христианском университете.
Статьи данной тетради также можно прочесть на сайте «Русский архипелаг»
Апостол Павел не случайно говорил о Церкви как о тайне. Эта тайна открывается только через глубокую сопричастность жизни Тела Христова, но никак не через сторонние рассуждения о Церкви. Здесь не в силах помочь формальная принадлежность той или иной деноминации. Глаголы жизни открываются ищущему. Но познание экклесийной тайны не может быть завершено, ведь каждая новая попытка проникновения помогает всякому сделать пусть еще один шаг к более полной и целостной жизни в Нем и для Него.
И католичество, и православие подошли к собственной эсхатологической горе Фавор. Как известно, со Христом на гору взошли не только Петр, олицетворяющий католицизм, и не только Иоанн, задавший парадигму всей православной духовности. Также на гору взошел апостол Иаков, олицетворяющий иудеохристианство, предшественника протестантизма в его лучших проявлениях. Готов ли сегодня протестантский мир к тому, что скорлупа ветхих одежд может отпасть и в сиянии Славы Христовой восстанет Церковь первого тысячелетия? Церковь, в которой папы не будут претендовать на абсолютную власть? Церковь, в которой православие будет более протестантским, чем сам протестантизм? Церковь, которая будет единством разнообразия?
Церковь завтрашнего дня – образ, который мы пред-видим. А в зависимости от предвиденного, нам становится видна и Церковь сегодняшняя. В самом последнем пункте [всемирного] будущего мы предвидим Церковь в ее идеале – состоявшуюся, сбывшуюся, встретившую Христа, обретшую себя в Нем. Эти конечные черты мы различаем весьма туманно, но знаем, что будет победа и брачный пир, что врата адовы не одолеют нас. Яснее мы различаем предшествующее этому движение к идеалу, потому всякий момент будущего приближает нас к полноте понимания и со-бытия в Церкви. Присмотримся внимательнее, как ближайшее будущее встречает Церковь? Каким может быть характер взаимодействия будущего мира и неотмирной Церкви в условиях так называемой постсекулярности, глобальной прозрачности и невиданного скепсиса?