Тетрадь № 002

Материалы Первой философско-религиозной конференции

посвященной дню Реформации

Настоящий сборник – результат работы первой конференции, состоявшейся 3 ноября 2010 в здании Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов и посвященной Реформации. В конференции приняли участие представители католической и лютеранской церквей, других протестантских конфессий, богословы, философы, ученые. Основные дискуссии конференции разворачивались относительно роли и ответственности Церкви в тех процессах, которые происходят в нашем обществе сегодня и будут происходить в будущем.


 

31 октября 2017 года будет отмечаться 500-летие начала Реформации — ключевого события в истории современной Европы. Результатом Реформации стали не только изменения структуры Церкви, образование протестантских церквей, обновление христианской духовности и нравственных критериев общества. Реформация способствовала глубоким преобразованиям в политическом, экономическом и социальном укладе европейских стран. Для целого ряда государств Реформация стала важнейшим положительным духовным фактором, позволившим переломить ход истории и избежать кровавых событий революции. А в каких-то случаях — выводившим страну в число мировых лидеров. Современный мир, каким мы его знаем сегодня, в значительной степени сформирован именно Реформацией.
Осмыслению событий 500-летней давности посвящена серия философско-богословских конференций «Реформация vs Революция». Ежегодно организуемые конференции — это не столько погружение в глубину веков, сколько способ развернуть на историческом материале поиск ответов на вопросы, стоящие сегодня перед Церковью и обществом в России.

Церковь реформирующаяся или Церковь Реформации — это Церковь видимая и невидимая. И невидимая Церковь — есть та Церковь, которая остается константной, остается без изменений. А что касается видимой Церкви — здесь, безусловно, постоянно что-то меняется.
Церковь только тогда Церковь, когда она существует для других. Это очень важная часть понятия «Церковь реформирующаяся».
Церковь реформирующаяся — это Церковь критикуемая. Это Церковь, которая воспринимает критику. Церковь, которая прислушивается к критике. Церковь, которая умеет не только слушать, но и услышать.
Принципы Реформации — sola Scriptura, sola fide, sola gratia — в конечном счете, сливаются в одно: Solus Christus. Основа Реформации — не мы, но Бог. Именно у Него, у Главы Церкви, мы спрашиваем разрешение что-либо предпринять или сделать, и получаем легитимацию наших шагов. В самом высоком и глубоком смысле, у Евангелической Церкви не может быть главы, ибо у Евангелической Церкви есть лишь один-единственный Глава — Христос.

Церковь Христова живет в двух измерениях: в Вечности и во времени. Будучи укорененной в Вечности, Церковь не должна и не может меняться. Ее задача состоит в том, чтобы сохранять неизменными те ориентиры, которые открывают людям возможность жить в Божьем присутствии, а значит — обретать смысл жизни, испытывать радость творчества и переживать полноту бытия. Церковь призвана «держать отвес», чтобы напоминать миру о Вечности! Но, будучи посланной на землю, Церковь должна искать и находить адекватные формы своего служения людям. Голос Церкви должен быть слышен в ответ на самые сложные и актуальные вопросы, стоящие перед человечеством, а сам ответ, который Церковь дает из Вечности, — звучать на современном, понятном людям языке. Потому Церковь просто обязана находиться в процессе постоянного изменения. Меняться, оставаясь неизменной — это требование, почти невозможное. Но только удерживая это противоречие, Церковь и может оставаться верной призыву Христа «быть в мире, но не от мира». И только в этом случае возможно исполнение ее предназначения: утверждать на земле Его Царство, привносить Вечность в повседневную жизнь людей.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники