Тетрадь №003
Материалы Второго Евангельского Собора
предсоборные и постсоборные тезисы
Настоящий сборник составлен по итогам работы Второго Евангельского Собора (ΙΙ Наро-Фоминского), который состоялся в Подмосковье в июне 2011 года. В сборник вошли Предсоборные тезисы, которые очерчивают проблемное поле соборной работы, а также — Постсоборные тезисы, которые в кратком виде суммируют дискуссии, идеи и проектные инициативы, выдвинутые в процессе работы Собора.
В эпоху протестантской Реформации XVI века в Церкви был восстановлен авторитет Слова Божьего. Живые истины Писания стали доступны каждому образованному христианину. Они возрождают сердца и преображают жизни тех, кто ищет Правды. А многообразие протестантских деноминаций, возникших вследствие Реформации, стало свидетельством того, что ни единое учение, ни общая иерархия, ни юридическое лицо не могут служить основой для достижения единства Церкви Христовой. Тем самым вновь была подтверждена истина о том, что для подлинного единства необходимо разнообразие. Реформация также провозгласила принцип всеобщего священства, освятив личную жизнь и труд каждого христианина, чем заложила основание для построения современного мира.
Теперь Церкви предстоит сделать еще один важный шаг — продолжая утверж- дать ценность и авторитет Писания, перейти к восстановлению в Церкви принципа соборности.
Если возвращение к Слову Божьему дало Церкви незыблемое основание для ее жизни и служения, то возвращение к соборности есть восстановление самой сути церковной жизни, поскольку на деле соборность означает включение каждого христианина в созидание, управление и служение Церкви и от лица Церкви. Именно в соборности находит свое воплощение образ Тела, которым Павел описывает Цер-ковь (1 Кор. 12:13-27). Новые форматы жизни, деятельности и коммуникации, возникающие буквально на наших глазах, придают восстановлению соборности особую актуальность.
Обращенный к Церкви призыв «быть в мире, но не от мира» (Ин. 17:15-17) отражает суть Церкви — ее инаковость по отношению и к государству, и к обществу.
Настаивая на симфонии или конкордате, церковь полагает себя равной государству. Однако Христос не полагал такого равенства. И всегда, когда Церковь об этом забывала, она переживала унижение. История Церкви полна примеров того, как вслед за соблазном мирного взаимодействия неизбежно следовала подмена: духовного авторитета — властью кесаря, свидетельства о Христе — пропагандой национально-религиозной идентичности, а идеала Царства Божьего — различными вариантами «империи Христа».
Евангельский Дух «дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Евангельское движение, Им вдох- новляемое, не может стремиться ни к конкордату, ни к симфонии. Суть благовестия в том, что Царство Божие приблизилось, и Оно не есть лучшее из земных царств. Ибо Его Царство всегда сокрушает порядок этого мира, чтобы судить и, одновременно, спасать этот мир (Дан. 2:44-45).
Но тогда как обеспечить правовое взаимодействие с миром и его управляющими структурами? Где та грань, за которой сотрудничество Церкви с государством превращается в соглашательство, лизоблюдство или даже в идолопоклонство?
Церковь — народ будущего. Она рождена Христом из Вечности, строится людьми, принадлежащими определенному периоду истории, и устремлена в принципиальное будущее, где слышны слова: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» (Никео-Цареградский символ веры).
Сохранять инаковость по отношению к миру — значит быть в непростых отношениях с настоящим. Это разумная плата за возможность влиять на будущее. Нам важно увидеть будущее и максимально его приблизить к ценностным образцам своей веры, другими словами, оправдать будущее.
оправдать — значит выявить правду; увидеть Бога, «творящего все новое» (Ис. 43:19) и ожидающего нас в этом новом.
оправдать будущее — значит указать на этическую и прагматическую стороны этого будущего. И уже в них различить правду и ложь, возможности и искушения, Бога и грех. Различить и тем самым заложить этическое основание будущего мира.
нам оправдать будущее — значит быть теми, кто не прячется от будущего, но идет ему навстречу и ускоряет его приход; значит стать теми, кто управляет будущим, а через это — меняет и настоящее, приводя его к должному.
Принимая на себя эту трудную задачу, мы неизбежно встретимся лицом к лицу с вызовами будущего. Обозначим некоторые из них.