Тетрадь № 004
Материалы Второй философско-религиозной конференции посвященной дню Реформации
Предлагаемый сборник обобщает работу второй конференции, состоявшейся 3 и 4 ноября 2011 года в Москве. В конференции приняли участие не только протестанты, православные и католики, но также иудеи и светские ученые. Материалы докладов были переработаны докладчиками в статьи, которые и представлены в настоящем сборнике. Полную версию докладов и дискуссий второй конференции «Реформация vs Революция» можно прочитать на сайте «Русский архипелаг» http://www.archipelag.ru/agenda/gospel_ povestka/konferens_r_vs_r_2011/
Мир снова, как и 500 лет назад, стоит на пороге новой эпохи. И от позиции и действий Церкви Христовой во многом зависит, какой будет эта эпоха. Будет ли будущий мир более христианским, чем мир сегодняшний, или наступающая эра будет постхристианской? К чему приведут неизбежные изменения внутри самой Церкви: к еще большей разобщенности или будут сделаны шаги навстречу подлинному единству, которое возможно только в разнообразии? В чем состоит основная задача грядущей реформации? Какие именно основания Церкви должны быть восстановлены сегодня? И как осуществлять восстановление этих оснований, чтобы получить не новый раскол, а движение навстречу друг другу, тому образу кафолической Церкви, который есть в сердце Господа? Какие уроки мы можем извлечь из истории Европейской Реформации и как мы можем применить их к ситуации сегодняшнего дня?
Серия конференций посвящена «двойному юбилею», который ожидает нас в 2017 году: 31 октября исполняется 500 лет со дня начала Реформации, а 7 ноября – 100-летие русской революции. Оба этих события повлияли на облик мира, в котором мы живем. В чем отличие реформации от революции? Какой путь выберет мир, и, особенно, наша страна, на следующем этапе? И что в этой ситуации может и должна сделать Церковь? Обсуждению этих вопросов и посвящен цикл конференций «Реформация vs Революция».
Любая реформация оставляет шрамы – и на людях, и на Церкви. А всякая пропущенная реформация – вызывает метастазы, что рано или поздно ведет к разрушению сущностного ядра Церкви. В этом-то и заключается драматизм ситуации – делая то, что мы обязаны делать, мы за это еще и вынуждены платить.
В своем стремлении не замечать мощь и правду современной науки, христианские лидеры и богословы разрушают силу воздействия Слова на мир, то есть, по сути, дезавуируют Великое поручение.
Откладывание единства – есть смертельный грех исторических церквей. Как накануне Второго Ватиканского собора отмечала респектабельная английская газета «Daily Telegraph», разобщенность христиан является слишком большим позором, чтобы ее игнорировать, и слишком серьезной слабостью, чтобы не попытаться ее преодолеть.
Запрос на новую трансцендентность, новый формат отношений с Богом, новое оправдание творчества человека в глазах Творца – уже сформирован. Чем ответят христиане?! И будут ли христиане закваской грядущего мира?!
Соборность возникает тогда, когда удерживаются три фокуса: личность, сообщество и Бог, взятые в отношениях и взаимодействии друг с другом. Разрыв любой из связей приводит к разрушению соборности (к историческим примерам такого разрушения мы обратимся ниже). И в этом смысле соборность есть продолжение Боговоплощения: действия Бога по преображению человечества.
Я понимаю под соборностью такую форму жизни, при которой происходит наиболее полное раскрытие личности каждого человека в его отношениях с Богом, а его таланты и способности наилучшим образом служат другим людям и сообществу в целом, благодаря чему реальность Царства Божьего является в этом мире.
Преодоление конфессиональной замкнутости и ограниченности и удержание представления о Церкви как единой в многообразии – одна из основных задач на пути к подлинной соборности.