Тетрадь № 007
Результаты богословского осмысления темы ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА.
«Всеобщее священство» – седьмой сборник серии, возникший как плод работы над одноименной темой. Работа эта была начата на III Евангельском Соборе в Ирпени и продолжена на IV Евангельском Соборе в Санкт-Петербурге. Большая часть статей, представленных в сборнике, – это результат размышлений участников Московского богословского семинара и той дискуссии, которая возникла в переписке участников.
Статьи данной тетради также можно прочесть на сайте «Русский архипелаг»
Богословская работа — не повторение и заучивание однажды найденных формулировок, но напряженный поиск того, как жить перед Божьим Ликом в гуще современной жизни и свидетельствовать о Нем другим. Богословский поиск требует предельно открытой дискуссии относительно ключевых истин христианской веры. Такая работа предполагает необходимость встречи с Другим, стремление к диалогу с представителями других мировоззрений и последующее переосмысление чужого дискурса с позиции Откровения Бога во Христе. Эта работа, конечно же, связана с риском, неизбежными ошибками, но, тем не менее, обойтись без которой Церковь просто не может.
Мы стремимся создать условия для богословского поиска на нескольких площадках. Заседания Московского богословского семинара, которые проходят дважды в месяц, позволяют последовательно проработать ту или иную тему. На Предпасхальных богословских конференциях «От греков к варягам» происходит встреча представителей различных богословских школ, благодаря чему происходит взаимное обогащение участников. Конференция «Реформация vs Революция», а также участие в методологических организационно-деятельностных играх, — это возможность встречи и диалога с представителями других онтологий.
В настоящем сборнике представлены статьи, возможно, на одну из самых актуальных тем современного богословия — тему священства всех верующих. Разработка данной темы была начата на III Евангельском соборе (Ирпенском), продолжена Московским богословским семинаром, углублена на IV Евангельском соборе (Санкт-Петербургском) и на других площадках. Этот сборник — первый шаг в раскрытии богословской и практической перспективы данной темы.
Прежде всего, Церкви необходимо признать, что каждый труд есть священнослужение перед Богом. Такое признание должно выражаться в благословении каждого христианина на совершение его священнического труда дома и на рабочем месте. Речь при этом не идет о том, что труд христиан внутри общины не нужен или не важен. Созидание общины — общее дело всех христиан, а не только «освобожденных служителей». Но важно практически преодолеть совершенно неевангельское представление, что христианин служит Богу лишь пару часов в неделю, причем служение это состоит в распевании гимнов и слушании проповеди. В лучшем случае служение понимается как выполнение какой-то работы по обеспечению успешного проведения богослужения — работы, чаще всего не требующей той высокой квалификации, которой обладает большинство наших современников. Тем самым мы сообщаем христианам и всему миру, что служение Богу состоит в выполнении весьма примитивных действий! Стоит ли удивляться тому, что высокотехнологичный мир проходит мимо Церкви?
Безусловно, нужны люди, готовые безвозмездно помочь в обеспечении функционирования церковной общины: подготовить помещение для богослужения, заниматься с детьми, обеспечить музыкальное сопровождение, вести малые группы… Но этот труд должен признаваться служением наряду с «обычной работой», а не как единственная возможность служить Богу. И если человек действительно служит на своем рабочем месте, то его отказ от выполнения работы по Церкви должен восприниматься с пониманием, а не как нежелание служить Богу. Не думаю, что это приведет к уменьшению численности добровольцев. Но однозначно уменьшит количество христиан, мучающихся от чувства вины, и оздоровит атмосферу в наших общинах.
Признание священства всех верующих приведет и к изменениям в подходе к управлению Церковью. Невозможно реализовать всеобщее священство без соборности — включения каждого христианина в размышление о Церкви, ее жизни и служении, а также — в принятие решений относительно этих вопросов. Конечно, в Церкви есть люди, особо одарованные для осуществления управления, но это означает лишь то, что они призваны заниматься этой работой постоянно, — возможно, получая за нее соответствующее вознаграждение. А вовсе не исключение остальных христиан из процесса принятия принципиальных решений. Люди, чье основное служение совершается за стенами церковной общины, могут гораздо лучше чувствовать вызовы, которые сегодня стоят перед нами как общиной веры, и те вопросы, ту боль мира, на которую Церковь призвана дать ответ.
На сегодняшний день соборность в жизни Церкви не признается богословски и не реализуется практически. Ведь нельзя же признать соборной ситуацию, в которой решения по Церкви принимаются лишь епископами, когда для «рядового христианина» не предусмотрено никаких инструментов влияния на церковную жизнь! А ситуация именно такова, причем как в исторических, так и протестантских церквях. Тем самым потенциал основной части народа Божьего оказывается незадействованным.