Тетрадь № 009
Евангельский Собор происходит ежегодно на неделе, предшествующей Празднику Пятидесятницы — дню рождению Церкви Иисуса Христа. В основании замысла организаторов этого события лежит желание возродить новозаветную традицию решения актуальных вопросов церковной жизни путем соборного обсуждения и совместного поиска Божьей воли (Деян. 15:6-29). Соборная работа включает молитвенный поиск, богословскую дискуссию и организационно-деятельностную часть.
В работе Собора может принять участие каждый христианин, независимо от духовного сана или конфессиональной принадлежности, который сознает свою ответственность за судьбу Церкви Христовой и реализует ее в практическом служении и конкретных проектах. Тем самым Собор воплощает принцип всеобщего священства (1Пет. 2:9).
Первый Евангельский собор (I Наро-Фоминский) состоялся с 16 по 21 мая 2010 года в Подмосковье. Он был посвящен рассмотрению ценностных оснований Евангельского Движения и актуальных задач его развития.
Второй Евангельский собор (II Наро-Фоминский) состоялся с 5 по 8 июня 2011 года в Подмосковье. Работа собора строилась вокруг составления дорожной карты Евангельского Движения.
Третий Евангельский собор (Ирпенский) состоялся с 28 мая по 1 июня 2012 года в окрестностях Киева. Основным фокусом соборной работы было стремление ответить на вопрос каким образом Церковь должна выстраивать свое служение в мире, который меняется и меняется стремительно.
Четвертый Евангельский собор (Санкт-Петербургский) состоялся с 17 по 21 июня 2013 года в Санкт-Петербурге. Главной темой Собора стал вопрос о служении Церкви в мегаполисе.
Христос сегодня посылает Свою Церковь принести Радостную Весть о Царстве Божьем жителям больших городов. В стремительной урбанизации современного мира слышится призыв Господа к Своему народу: открыть Бога, Который в городской суете являет людям Свою любовь, приносит освобождение и исцеление, избавляет от одиночества и отчаяния.
Серьезное отношение к этому призыву требует от нас честного поиска ответов на ряд взаимосвязанных вызовов:
Вызов богословский. Попытаемся же увидеть, что такое город в глазах Бога? Является ли городской способ организации жизни изначальным замыслом Господа или это очередная версия смоковных опоясаний, за которыми грешное человечество пытается скрыть позор своего безбожия (Быт 3:7-8)?
Вызов миссионерский. Большинство населения нашей планеты сегодня живет в городах. В развитых странах уровень урбанизации превышает 80%. Самые быстро растущие города — это мегаполисы. Вместе с тем, именно городской житель наименее религиозен и имеет меньше шансов услышать Радостную Весть. Городские джунгли — территория, практически недостигнутая Евангелием. Так можем ли мы изменить ситуацию и, если можем, то как принести свидетельство о Христе жителям современных городов?
Вызов экклезиологический. Что значит быть по-настоящему городской общиной? Церковь Христова родилась в условиях, разительно отличающихся от тех, в которых находится современный горожанин. Насколько описанный в Новом Завете образ жизни Ранней Церкви может быть реализован христианами, живущими в мегаполисах? Или мы должны найти иные формы, в которых воплощались бы те же новозаветные принципы?
Вызов политический. Нам не миновать вопросов: Может ли Церковь претендовать на влияние в городе? И если да, то в чем должно выражаться это влияние? Каковы сферы и механизмы такого влияния? И, одновременно, уточнение того, что есть политическое, какова его природа, каковы риски и каковы ресурсы церковного вовлечения в политическое?
Собор богословски и практически показал, что современный город является пространством особо интенсивного действия Святого Духа, и это открывает невероятные возможности для служения христиан. Но, чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями, нужно многое пересмотреть, как в нашем понимании этого служения, так и в организации церковной жизни.
В Предсоборных тезисах к Четвертому Евангельскому собору были обозначены четыре основных вызова к Церкви со стороны города: богословский, миссионерский, экклезиологический и политический. Дискуссии во время Собора показали, что эти вызовы ставят вопрос, прежде всего, о месте Церкви в современном городе. Если раньше Церковь занимала центральное положение в городе, определяя его время, архитектурный облик, задавая темпоритм и смысловое содержание жизни горожан, то сегодня место Церкви в пространстве города и времени горожан не определено. Нельзя сказать, что Церковь совсем исчезла из городской жизни, но ее присутствие мало на что влияет. Соборы из архитектурных доминант превратились в культурные достопримечательности, литургическая жизнь, в лучшем случае, в культ, а смыслы деятельности горожан формируются не во время церковных богослужений, причем, даже у тех, кто регулярно в них участвует. И проблема эта связана не только (а может, и не столько) с выдавливанием христианства из публичной жизни, а с самоопределением Церкви в меняющемся и удаляющемся от Творца мире.
Любой вызов есть одновременно и знак Божьего присутствия, указатель направления Его работы в нашем мире. Тем самым через вызовы мы можем услышать Его призыв к нам и увидеть те возможности, которые Он открывает для нашего служения. Неопределенность места Церкви говорит о возможности самим христианам выбрать, на какое место мы претендуем в жизни наших городов сегодня и завтра.